«Мистические тайны плотной завесой окутывают петроглифы в Карелии. Познать эти тайны – значит познать не только наше прошлое, но и наше будущее».
Юрий Богатырев, историк, археолог.
Петроглифы, как и знаменитые Кижи и Валаам, считаются одними из главных туристских брендов Карелии, тем более, что открытия новых наскальных изображений продолжаются до сих пор. Последнее открытие неизвестных ранее петроглифов было сделано в 2005-м году совместной экспедицией карельских и британских археологов на реке Выг.
Главные достоинства петроглифов Карелии – оригинальность, загадочность, разнообразие тематики, стиля, обилие сцен, качество выбивки, хорошая сохранность, исключительно выразительное природное окружение, обилие древних стоянок в непосредственной близости от наскальных памятников.
Наскальные рисунки – это не просто картинки с натуры, это переработанный сознанием человека реальный мир, связанный с культом, системой верований и обрядов, мироощущением людей в целом. Вне всякого сомнения, они занимали важнейшее место в жизни древнего человека. Племена, обитавшие здесь в то время, вероятно, были предками саамов.
Традиция наскального искусства в Карелии охватывает тысячи лет – от конца пятого до начала третьего тысячелетия до н.э., иначе говоря, возраст гравировок не менее шести тысяч лет. Возможно, даже больше, принимая во внимание современные радиоуглеродные корректировки дат. Это было еще до знаменитых египетских пирамид и древнейших цивилизаций Шумера и Аккада.
Петроглифы Карелии могут служить прекрасным материалом для восстановления картины жизни древних обитателей этих мест. Здесь фигурируют и основные объекты промысла – северные олени и лоси, моржи, тюлени, киты, и орудия труда, прежде всего, лодки, гарпуны, луки со стрелами, копья. Изображения лыж и лыжников относятся к числу наиболее древних не только на севере Европы, но и во всем мире. Кстати, норвежские исследователи утверждают, что именно предки саамов первыми из европейцев встали на лыжи!
Петроглифы на берегах Онежского озера
Современные лозоходцы с помощью рамки определили, что на этой территории находятся энергетически активные зоны, благотворно влияющие на человеческий организм. Может быть, именно поэтому древние люди, еще не отдалившиеся от природы, являющиеся ее неотъемлемой частицей и поэтому тонко чувствующие такие места, выбирали их для оборудования святилищ. Поначалу на камнях появлялись недолговечные рисунки, выполненные, например, углем или кровью, но стихия быстро стирала их. Поэтому древние художники стали делать свои творения нетленными, выбивая знакомые образы на камнях. Изображенные на страницах «каменной книги» животные, люди и загадочные фантастические существа сделались бессмертными, и многочисленные поколения могли общаться с ними, просить об удачной охоте или исцелении от болезни. Обычно такое общение начиналось весной, когда сходил снег, и заканчивалось с первой порошей, чтобы возобновиться на следующий год. Кроме того, здесь проводились ритуалы, связанные с охотой, посвящение юношей в мужчины, принесение жертв духам предков…
Из всех известных карельских петроглифов (как правило, они небольших размеров, 10-50-ти сантиметров, но есть и крупные, можно сказать, «гигантские» экземпляры) исследователям удалось истолковать на сей день не более половины. У ученых не возникает вопросов, когда на камне они видят фигуры лебедей, рыб, лесных зверей и охотников за ними. Сложности возникают, когда перед наблюдателем неопределенные изображения, странные фигуры, даже отдаленно не напоминающие известные предметы. Например, знаки, отнесенные исследователями к солярно-лунарному типу, которые ориентированы только на запад или на восток. По мнению одних, они означают Луну или Солнце, но тогда непонятно, почему они как будто установлены на две или три «ножки». Некоторые исследователи уверены, что древние люди видели некие летательные объекты и изобразили именно их. И действительно, больше эти объекты похожи на радары, чем на светило. А люди, до сих пор живущие неподалеку от этих мест, и вовсе не удивляются подобным изображениям. Они, по их собственным словам, чуть ли не каждую ночь наблюдают в небе появление похожих «рисунков». Что это – никто не знает!
Онежские петроглифы с космическими мотивами
Много непонятного и в изображениях человеческих фигур. Люди, как правило, выгравированы в профиль, с одной рукой и одной ногой, и лишь изредка – в анфас или полуфас. Однако все же они похожи на людей. Но что может означать двуногое существо, у которого вместо головы два огромных шара? Над разгадкой бьются уже не один десяток лет, но к истине так никто и не приблизился. Больше всего, конечно, существо похоже, извините, на Чебурашку, но, к сожалению, современную науку такая трактовка не устраивает, поскольку любой рисунок, вне всякого сомнения, несет строго определенную смысловую нагрузку.