Солнечная система сформировалась из хорошо взболтанного коктейля из космической пыли и газов, которые образовались при взрыве нескольких звезд и позднее смешались вместе. На это указывают результаты исследования природы метеоритов, проведенные учеными за последние годы. Чтобы узнать, сколько звезд было вовлечено в акт творения нашего Солнца, ученым необходимо изучить главный маркер этого процесса – изотопы титана.
Именно такое решение вопроса предложила научная группа Мартина Биззаро из датского Музея естественных наук, исходя из того факта, что титан практически не способен к испарению или какой-либо форме деградации и может сохраняться миллионы лет. Ученые изучили несколько метеоритов, доставленных с Марса и Луны, а также обнаруженные на Земле осколки астероидов, что позволило им создать своеобразную «титановую карту» формирования нашей системы.
Два единственных стабильных изотопа титана — титан-46 и титан-50. Первый содержит 22 протона и 24 нейтрона и образуется глубоко в недрах массивных звезд в состоянии коллапса. Титан-50 имеет на четыре нейтрона больше и появляется на свет в тот момент, когда звезда типа «белый карлик» поглощает своего компаньона и взрывается, как суперновая.
В обследованных группой Биззаро каменных обломках общая концентрация различается, но пропорция между изотопами всегда оставалась неизменной. Удобство метода состоит в том, что при необходимости, достоверно зная о присутствии в породе одного изотопа, можно быстро и легко найти второй.
Получается, что в формировании Солнечной системы приняли участие как минимум две звездные системы, расположенные на одинаковой удаленности от Земли. Если это так, то для создания строительного материала звезды и планет потребовалось активное смешивание. При этом соблюдается обратная пропорция – чем больше источников изотопа титана было вовлечено в процесс, тем меньшее внешнее воздействие требовалось для приготовления «звездного коктейля».
И поскольку ученые не берутся гадать, сколько же на самом деле было внешних источников пыли и газа, Мартин Биззаро предлагает именно рассчитать интенсивность происходившего смешивания, а потом, уже отталкиваясь от него, найти ответ на вопрос. Он уверяет, что цифровое выражение этой интенсивности можно вычислить, изучая изотопы других элементов космической пыли.
«Мы привыкли считать, что аномалии химических элементов (к которым относятся и изотопы) сформировались во время строительства Солнечной системы. Однако это не верно, — говорит Мартин Биззаро. — Большинство элементов пришло извне, а те различия в строении планет, астероидов и метеоритов, что мы можем наблюдать сейчас, образовались позднее, когда молодое и горячее Солнце перераспределяло материал между новыми космическими телами».
Альтернативная теория гласит, что пропорция между изотопами титана является константой для любого региона Галактики. И это выглядит достаточно убедительно — никаких других данных ученые никогда не получали. Потому астроном Джефф Хестер из Аризонского университета выдвигает другое предположение о происхождении строительного материала.
Согласно его гипотезе, титан в Солнечной системе появился в момент прохождения через нее распыленного облака, содержащего этот элемент. Подобное предположение, к тому же, хорошо объясняет интенсивное перемешивание пыли и газа, произошедшее после этого столкновения.
В поисках Тейи, блуждающей планеты
Двуликий Марс хранит свои секреты
Юпитер пожирает своих детей
Незнакомое Солнце
Как микробы выживают при путешествии на астероидах?
Миллиарды лет спустя
Планета-невидимка