Известно, что религиозные обряды, как правило, совершаются в специальных местах. В современных религиях это, обычно, происходит в различных культовых зданиях. Святилища, где совершались религиозные церемонии, имелись и у народов, религии которых мы обычно называем языческими. Иногда они также располагались в различных строениях, но чаще находились прямо под открытым небом, к примеру, на вершине горы, на острове, в пещере, в священной роще и т.д. Виды священных мест у разных народов могли быть самыми разнообразными, равно как различны божества, которым люди поклонялись.
В Карелии одни из наиболее почитаемых и таинственных священных мест в далекой древности – кромлехи, которые также хорошо известны и во всем мире.
Кромлехи – это ряды небольших камней, чаще всего поставленных в круг. До сих пор никто не дал этим сооружениям достойного объяснения. Ясно одно: они окружают некое место, по мнению наших далеких предков настолько важное, что именно ради него, собственно, и строился памятник.
Никто не дал разумного объяснения кромлехам, скорее всего, потому, что идея земных токов долгое время была чужда современной науке, но в древности люди всегда отмечали места, если они обладали особенными свойствами или значением.
Кромлехи, в древности называли «танцевальными залами», а их строительство, как и строительство мегалитических памятников вообще, связано с существованием земных геоактивных зон.
Кромлех на острове Ладожского озера
Танец был священным занятием, приобщавшим человека к жизни всей Вселенной. Разве жизнь во Вселенной не есть ритм? Год, месяц, время года, сутки – все это ритмы, в которых проявляется жизнь земли, неба, Вселенной. Мы все, от камня до человека, вовлечены в ритм и живем по его законам.
Танец являлся попыткой включения человека в ритмы окружающего мира, более общие, чем личные ритмы каждого человека. Все религии использовали этот способ, как более чем эффективный. Во время группового танца возникает вполне естественное явление: под воздействием единого ритма возникает единство танцующих. А если люди танцуют в особой геоактивной зоне, где подземные токи «помогают» им своей энергией, результат будет еще значительнее. Поэтому, танец выступал в качестве магического обряда, направленного на установление глубокой связи между человеком и жизнью природы и Космоса в целом. Выражаясь современным языком, святые места, на которых сооружались мегалитические памятники, а позднее возводились православные храмы – своеобразные перекрестки параллельных миров, где возможны самые разнообразные «чудеса».
Сегодня наш разговор об одном из островов Валаамского архипелага – острове Дивный.
Вообще, следует отметить, что об островах Валаамского архипелага сведения более чем скудные и противоречивые. В частности, это касается и острова Дивный, который издревле в Валаамских монастырских хрониках упоминается «как языческое капище». В некоторых источниках о. Дивный зовется Девичьим, что вряд ли правомерно, поскольку название острова происходит от часто наблюдаемых здесь и в прошлом и в настоящем «дивных, чудных явлений» и что, по преданиям, на острове в стародавние эпохи жили «дивьи люди».
В русских народных преданиях память о «дивьих народах», обитающих под землей, весьма устойчива. То же самое относится и к саамской, финской, карельской этнографической традиции.
Сам остров, несомненно, может быть назван даже ландшафтным святилищем – практически неприступные скалы отвесно уходят в глубины Ладоги, плоская вершина острова заросла буйной растительностью. Именно на вершине тысячелетия назад был выложен кромлех – главная достопримечательность острова, посреди которого в ХV веке монахи Валаамского монастыря поставили крест. Видимо, благодаря древнему святилищу это место всегда считалось заповедным и таинственным. Считается, что оно имеет и своего таинственного «хранителя».
Некоторым людям, находящимся в разное время на о. Дивный, удалось даже «познакомиться» с хранителем кромлеха. Их описания во многом схожи, поэтому приведем в качестве примера только одно, записанное со слов учителя физкультуры одной из Петрозаводских школ Ефимовой М.Ф., неоднократно бывавшей с туристскими целями на о. Дивный.
«В середине августа 1990 года, находясь с друзьями на о. Дивный (наш лагерь был разбит около кромлеха), я увидела, как ко мне незаметно подошел маленький мужчина, карлик. Одет он был в светлый пиджак и такого же цвета брюки, что-то было и на голове. Лицо темное, глаза навыкате, губы толстые, нос широкий. На мой вопрос, откуда же он такой появился, он как-то неопределенно махнул рукой: мол, оттуда. На каждый мой вопрос отвечал не сразу, видимо, говорить ему было трудно, он как бы подыскивал подходящие слова, да и речь его была нечленораздельна. Я повернулась, чтобы позвать кого-нибудь из своих, а когда повернулась снова его и след простыл. Как в воздухе испарился, хотя в этом месте спрятаться просто некуда. У меня после этой встречи осталось очень неприятное чувство, и мы всей командой поспешили уйти прочь с того места. Было такое ощущение, будто вторглись мы к «кому-то» без приглашения».
Остров Дивный
С островом Дивный связаны и наблюдения НЛО. Вот одно из них, с которого не так давно упала пелена «секретности», поскольку это событие в свое время приняли за «военные испытания нового оружия», но потом признали, что военные к этому инциденту никакого отношения не имеют:
«Летом 1992 года туристы, совершавшие теплоходную прогулку вдоль островов Валаамского архипелага, в направлении о. Дивный вдруг увидели какую-то «ракету» метра три длиной, которая вылетела из воды. Потом, от этой «ракеты» отделились три «ракеты», размером поменьше, и полетели в разные стороны. И через пару минут все исчезло.
Подъем из воды происходил очень медленно, потом – зависание, и вдруг с боковых сторон пошли одновременно три небольшие «ракеты». Пламени внизу не было видно. После их взлета, по воде пошли крупные волны. Цвет ракет был серый, явно металлический. «Ракеты» набрали скорость внезапно и исчезли – только точки вдали мелькнули».